Правила возврата денежных средств
Сегодня повсеместно встречаются ситуации, когда одна из сторон соглашения отказывается исполнять взятые на себя обязательства или исполняет их ненадлежащим образом. Квалифицированные юристы ежедневно сталкиваются с множеством подобных дел, для простого же обывателя, не имеющего юридических знаний, подобная ситуация вызывает множество вопросов. В этой статье рассмотрим правила возврата денежных средств.
Претензия на возврат денежных средств: суть понятия
Под претензией принято понимать письменное обращение к лицу, нарушающему обязательства, прописанные в договоре. При этом стоит учитывать следующие моменты:
- обращаться с претензией вправе только гражданин, в чью пользу должно быть исполнено обязательство, т. е. участник соглашения;
- претензия должна носить обоснованный характер. В ней указываются основания (ссылки на нормы законодательства или пункты соглашения), которыми руководствуется лицо, предъявляя подобные требования;
- суть требования излагается четко и последовательно;
- взыскатель вправе самостоятельно определить срок выполнения обязательств;
- претензия на возврат денежных средств должна содержать предупреждение о намерении дальнейшего обращения в суд. Таким образом адресат ставится в известность, что в случае уклонения от обязательств в течение указанного срока дело будет передано в суд. Предупреждение является крайне эффективной мерой, ведь в случае инициирования гражданского процесса на ответчика будут возложены дополнительные расходы, например, оплата госпошлины и всех издержек, связанных с судопроизводством.
Юристы рассматривают отправку претензии, как шаг, предшествующий подаче заявления в суд. Законодательство РФ обязывает лицо, желающее обратиться с иском в суд, попытаться восстановить нарушенные интересы претензионным методом, т. е. путем отправки требования. В соответствии с положениями ГК РФ (ст. 132) истец, при подаче заявления в суд, должен приложить доказательства, подтверждающие, что претензионный способ урегулирования конфликта был реализован в полном объеме. При отсутствии подобных доказательств суд не примет дело к рассмотрению и вернет все документы заявителю. Подобными полномочиями наделяют судью нормы ГПК РФ.
Претензия является универсальным средством урегулирования спора, ведь она успешно используется во всех сферах правоотношений и может применяться любой из сторон соглашения. Законодательство РФ обеспечивает комплексную защиту прав потребителя, поэтому в требовании могут предъявляться претензии финансового, товарного и неимущественного характера. Например, большое число претензий, поступающих от граждан, содержит требование о возврате денежных средств за товар, который не соответствует принятым стандартам качества. В случаях, когда продавец отказывается осуществлять возврат денежных средств покупателю, на его адрес должна быть направлена официальная претензия.
Требование о возврате денежных средств покупателю: нюансы составления
Законодательство РФ не предъявляет четких требований к форме претензии. Но юристы, имеющие большой опыт в составлении подобных документов, рекомендуют придерживаться следующей структуры:
- в правом верхнем углу указывается наименование и точный адрес получателя (документ может адресоваться как непосредственно должнику, так и его представителю);
- личные данные отправителя (ФИО, адрес, контакты и пр.);
- в центре листа указывается название документа, например, досудебная претензия. Слово «досудебная» призвано усилить эффект и указать на неотвратимость судебного разбирательства в случае неудовлетворения требований, заявленных в документе;
- основная часть. В ней излагается суть требований и основания их возникновения. В начале описательной части указываются сведения о документе (соглашении или договоре), нарушение условий которого привело к возникновению разногласий между сторонами: его номер, дату подписания, пункты, обязывающие контрагента к исполнению обязательств и пр. Если условиями договора (соглашения) предусмотрены штрафные санкции за неисполнение обязательств, то необходимо указать ссылки на данные пункты;
- указываются законодательные акты, дающие лицу, пострадавшему от неправомерных действий, право требовать удовлетворения заявленных претензий;
- прописывается сумма образовавшейся задолженности с учетом штрафных санкций (пени, проценты, неустойки и пр.);
- обозначаются сроки, отводящиеся должнику на исполнение заявленной претензии. Обычно этот срок составляет от 10 дней до месяца;
- дата и подпись.
Способ подачи
Согласно правилу возврата денежных средств стороны, при заключении соглашения, должны достигнуть договоренности относительно порядка урегулирования возможных разногласий. Практика же показывает, что подобные условия прописываются крайне редко.
В настоящее время самым действенным и правильным с правовой точки зрения методом является отправка претензии заказным письмом, при этом адресат, после вручения ему документа, ставит соответствующую отметку, подтверждающую факт доставки письма. Копию отправляемого письма необходимо оставить себе. Эти документы (копия и уведомление, подтверждающее факт доставки письма) в случае обращения в суд будут рассматриваться как доказательства, свидетельствующие о том, что порядок досудебного урегулирования разногласий, предусмотренный нормами действующего законодательства, полностью соблюден истцом.
Лицо, получившее претензию, должно исполнить заявленные в ней требования или дать официальный ответ в указанные в документе сроки. Минимальный срок ‒ 10 дней, максимальный ‒ 30. За точку отсчета берется дата вручения должнику требования претензионного характера, она фиксируется на уведомлении.
В претензионных делах часто возникают различные трудности, поэтому на практике все выглядит не так однозначно, как в теории. Зачастую, вместо выполнения предъявленных требований взыскателю направляется встречная претензия, в которой обосновывается необоснованность подобного запроса. В такой ситуации повторно направлять претензию целесообразно только в одном случае: взыскатель признал, что заявленные требования несколько завышены и готов их пересмотреть. При неизменности требований целесообразности в повторной претензии нет. Законодательство никак не ограничивает количество направляемых требований, поэтому если нет возможности инициировать судебное производство вследствие объективных причин, можно отправлять претензии бесконечно. Иногда такая методика дает положительные результаты.
Претензия на возврат денежных средств является первым этапом урегулирования конфликтной ситуации. Правильно использовать этот правовой инструмент необходимо научиться не только субъектам хозяйственной деятельности, которые в силу специфики работы, постоянно сталкиваются с непорядочными партнерами, но и простым обывателям, ведь их интересы тоже часто нарушаются.
« Назад