Оказание юридических услуг
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

8 (812) 960-32-00

8 (950) 007-73-73

info@antonkostik.ru

г. Санкт-Петербург,
11-я линия ВО, д.24
Статьи

Защита деловой репутации компании

Одним из важнейших факторов, позволяющим компании эффективно функционировать, поддерживать и развивать свой оборот, является ее репутация надежного и проверенного партнера в предпринимательской деятельности.

 

Когда требуется защита

Российским ГК (ст.152) регламентируются правовые нормы защиты достоинства, деловой репутации и чести граждан, за разъяснением которых лучше обратиться к опытному адвокату. Защита деловой репутации лиц, определяемая правовыми нормами этой статьи, предусматривает также и правовые нормы защиты деловой репутации юридических лиц. Однако в эту статью не включены нормы, касающиеся возмещения морального вреда.

Тем не менее защита деловой репутации организации или предприятия с правами юрлица имеет ряд отличий. Одно из них заключается в том, что такая защита осуществляется в отношении физических и юридических лиц, совершающих противоправные действия в части распространения неправдивой и порочащих честь и репутацию организации или предприятия сведений. Они могут распространяться посредством печатных изданий, радио, телевидения или информационных онлайн-изданий, в выступлениях перед публикой и прочее.

 

Определение подведомственности спорной ситуации

Перед тем как обратиться с иском на запрет распространения порочащей и неправдивой информации, компенсации материального и морального ущерба требуется установить подведомственность спорной ситуации и определиться с физическими и юридическими лицами, отвечающими за ее возникновение. В случаях, когда спорная ситуация касается предпринимательской деятельности, ее рассматривает арбитражное судебное учреждение.

Арбитражные судебные учреждения не рассматривают спорные ситуации, в которых защита чести и деловой репутации относится к организации, не занимающейся коммерческой деятельностью. В этом варианте исковое требование рассматривается судебными учреждениями общей юрисдикции. Спорная ситуация, касающаяся чести и репутации организации, может возникнуть тогда, когда подаются неправдивые сведения, порочащие репутацию и достоинство ее сотрудников. В этом споре истцами являются одновременно и физлица, и организации с правами юрлица.

Отвечающей стороной спора, которым предусматривается защита деловой репутации лиц, могут быть, как физлица, так и организации с правами юрлица, ответственные за подачу неправдивых порочащих сведений. Если такая информация распространяется печатными изданиями или телевидением, то в качестве отвечающей стороны может быть и руководство СМИ, и автор статьи, и лицо, предоставившее неправдивые данные. Например, когда сведения представляются в виде интервью, то иск предъявляется всем его участникам и распространителям (руководство редакции, участники интервью).
 

Особенности обоснования

Защита деловой репутации юридических лиц, в первую очередь заключается в предоставлении доказательств, что публикации в СМИ:

Необходимо напомнить, что в одном из первых обзоров ВС России 2017 практики судебных учреждений указал, что организация или предприятие имеет право обратиться с иском в общий или арбитражный суд о защите своей чести и репутации только в том случае, когда подаваемые сведения имеют утверждающий, а не оценочный характер.

Мнение или суждение, оценивающее тот или иной факт, не может стать предметом судебного разбирательства, так как не утверждает тот или иной негативный или порочащий факт, а является выражением субъективного восприятия, которое невозможно проверить. В эту категорию не попадают мнения и суждения, имеющие оскорбительный характер.

За распространение порочащей и неправдивой информации организация или компания может потребовать возмещение ущерба если:

Защита деловой репутации лиц, осуществляемая при помощи искового заявления с требованием о возмещении ущерба, подразумевает его возмещение в случаях, когда организация или предприятие с правами юрлица понесли моральные или материальные убытки из-за публикации неправдивой и порочащей в деловом мире или перед общественностью информации, которая может выражаться в виде сообщения о снижении конкурентной способности, утрате предпринимательских качеств и прочее.

Предъявление достоверных доказательств того, что порочащая и неправдивая информация нанесла только урон чести и репутации компании, без предоставления равновесных доказательств о понесенных убытках уже имеющейся деловой репутации организации или компании, может стать обоснованием лишь удаления такой информации, но не возмещения понесенных убытков.

Так как защита чести и деловой репутации организаций и предприятий с правами юридического лица, является относительно новым направлением в судебной практике, которое в этой части еще недостаточно устоялось. На сегодня Гражданский российский кодекс (статья 152) в неполной мере обозначает все детали, и только обращение к профессиональному адвокату поможет справедливо и быстро разрешить спорную ситуацию, не усложняя и не затягивая судебное разбирательство.


Консультация юриста
« Назад